Человек, ищущий работу, почти наверняка столкнется с таким требованием потенциального работодателя, как знание ПК. Бывает, что речь идет о высоком уровне владения компьютером - программировании, трехмерном моделировании, работе в бухгалтерских программах.
Но чаще всего нужны элементарные навыки пользователя: умение проверить почту, набрать текст, сделать запрос в поисковике, занести цифры в готовую таблицу. В любом случае, компьютерная грамотность - это первый отборочный этап на пути к заработку.
Где еще нужно знание ПК
Поиск работы - не единственный повод освоить компьютер. Для многих пользователей это возможность общаться, иногда - единственная. Почтовая переписка, видеотелефония, социальные сети, мессенджеры просто спасают людей, которые вынужденно находятся дома или в больнице.
Необходимость выразить себя, заниматься хобби, находить почитателей и единомышленников в Интернете легко реализуется. Замкнутые и одинокие люди делятся своими стихами, изображениями, видеороликами и понимают, что их творчество и идеи интересны и востребованы.
Компьютерная грамотность - это еще и возможность экономить время при записи к врачу или оплате:
- коммунальных услуг;
- курсов и обучающих программ;
- продуктов, промышленных товаров, билетов и т. д.
Наконец, Интернет дает бесценно широкий доступ почти к любой информации. Это редкая возможность получать сведения, которых нет в официальных СМИ, анализировать их и делать собственные, никем не навязанные выводы.
С чего начать
Один из самых доступных способов научиться чему-то - зайти в Интернет и найти там нужные данные. Человеку, не владеющему основами компьютерной грамотности, в этом требуется помощь. Проще всего обратиться за ней к кому-то из знакомых. Навыки, которые необходимо получить в первую очередь:
- как включать (выключать) компьютер;
- как щелкать мышью (один или два раза);
- как открывать Интернет и пользоваться поисковиком.
Все, что показал наставник, нужно записать подробно. Начинающие пользователи, особенно пенсионного возраста, быстро забывают этот первый урок. Дальше человек в состоянии работать сам, делая нужные запросы и открывая полезные для себя сайты.
Если некому помочь
Не имея возможности обратиться к знакомым или родным, можно пойти на курсы обучения компьютерной грамотности. Они есть в любом городе. Найти такие курсы можно, следя за рекламой:
- в газетных объявлениях;
- в бегущей строке или рекламных роликах на телевидении.
В 2015 году Дмитрий Медведев подписал документ, согласно которому начинает работу особая социальная программа. Люди, вышедшие на пенсию и не работающие, могут получать бесплатно помощь в обучении работе на персональном компьютере. Во многих городах есть бесплатные курсы для желающих освоить ПК. Обучение компьютерной грамотности для пенсионеров финансируется Пенсионным фондом.
Чтобы узнать, есть ли в вашем городе такие курсы, можно обратиться:
- в органы соцзащиты;
- в отделения Пенсионного фонда;
- в библиотеки.
Люди, работающие в этих структурах, не обязательно должны располагать информацией о возможности обучаться. Но спрашивать необходимо - всегда найдутся неравнодушные граждане, готовые сделать запрос со своего рабочего компьютера и помочь.
Что нужно знать о своем ПК
Компьютерная грамотность для начинающих предполагает освоение следующих умений:
С чего начать освоение Интернета
Движение вверх
- Очищение компьютера. Ненужные файлы, как мусор, необходимо периодически удалять. Иначе работа системы замедляется. Процедура должна проводиться не реже раза в месяц.
- Восстановление. Система временами дает сбой. Прежде, чем вызывать наладчика, можно попытаться выполнить восстановление самостоятельно.
- Освоение «Скайп». Чтобы расширить возможности общения, нужно зарегистрироваться в программе и настроить ее.
- Использование «Торрент». Установка программы дает доступ к перебрасыванию на свой компьютер фильмов и компьютерных игрушек.
Пользуясь «Торрентом», необходимо учитывать важную вещь - компьютерная грамотность и компьютерная культура в идеале должны совпадать. Нельзя забывать об этике и авторском праве. Скачивая пиратскую программу, пользователь еще и распространяет ее через «Торрент» (так устроена его система), автоматически становясь нарушителем.
Предела нет
Многие люди, почувствовав уверенность на Интернет-пространстве, создают свои блоги. Человеку почти всегда есть, что сказать, и находятся люди, которым эта информация будет полезна.
Сайты - это, как правило, следующий за блогом эволюционный этап «взросления» пользователей. Их делают не только для удовольствия, но и для заработка - хотя бы на размещении рекламы.
Компьютерная грамотность - это всегда саморазвитие. Сначала осваивается и используется то, что предлагают другие, затем создается нечто свое. Знания, необходимые для работы на ПК в той области, которая интересна и востребована, накапливаются и превращают пользователя из «чайника» в творца и профессионала.
Определение понятия «компьютерная грамотность». Для чего необходимо быть грамотным в области компьютерных технологий в наши дни?
Современная жизнь постоянно меняется и радует нас различными информационными новшествами. Сейчас, например, не встретишь человека, который бы не применял в повседневной жизни мобильный телефон. А компьютеры уже давно прочно вошли в нашу жизнь и окружают людей повсюду (в школе, на работе, в банке, аэропорте, магазине и других местах).
Поэтому любой человек, живущий в век технологического прогресса, должен обладать минимальной компьютерной грамотностью. Эта тема в двадцать первом веке актуальна и обретает особое значение в жизни как молодежи, так и людей среднего и старшего возраста. Получить нужные знания помогут репетиторы по информатике, найти такого частного преподавателя не составит труда, нужно только воспользоваться поиском в интернете или обратиться в учебные центры.
Так что же такое компьютерная грамотность?
Компьютерная грамотность — это, прежде всего, умение работать на компьютере и других подобных информационных устройствах; минимальные знания основных офисных программ, навыки самостоятельного управления папками и файлами; понимание главных терминов информатики.
Такие навыки не могут быть механическими, как, например, умение кататься на велосипеде, вязать, шить на швейной машине, работать за станком. Эти знания и навыки скорее зависят от мыслительной деятельности и требуют повторения и постоянных тренировок.
Для чего необходимо обладать компьютерной грамотностью?
Компьютерные технологии влияют на изменение системы взаимоотношений между людьми, государством и обществом, и даже между странами. Компьютерная грамотность по праву является частью информационного развития общества.
Персональный компьютер стал способом общения и обмена информацией дома и в офисах, заводах и предприятиях. Он предоставляет доступ к множествам баз данных и, порой, заменяет и телевизор, и видеомагнитофон, и радио, и почту, и личный дневник.
Компьютер поможет, если вам стало грустно и хочется общаться. Он выдаст ответ практически на любой интересующий вопрос, во многом благодаря миллионам таким же как вы людям, которые прошли сами через опыт изучения компьютера и теперь пишут советы и статьи на разные темы.
Компьютер интересен и полезен для людей любого возраста. При помощи интернета можно найти давно потерянных и забытых друзей детства либо приобрести новых знакомых. В социальных сетях ежечасно обсуждаются как глобальные проблемы, так и проблемы «кухонные».
Сегодня быть грамотным в области компьютерных технологий — это важное качество человека, которое помогает справляться с ежедневно меняющимися задачами.
Это и информационная грамотность, без которой невозможна полноценная деятельность человека, его осознания себя как индивидуума в информационном обществе, как часть общего технологического и культурного процесса.
Компьютерная грамотность - это то качество, которое необходимо передать молодым и будущим поколениям для дальнейшего прогресса всего человечества.
Современное общество, рынок товаров, услуг и труда характеризуются быстрыми темпами изменений, которые во многом вызваны интенсивным развитием ИКТ. Роль компьютера в жизни рядового человека стремительно возрастает. Компьютер применяется практически во всех сферах общественной жизни: в образовании и медицине, на телевидении и радио, в промышленности и сельском хозяйстве и т.д., где он оказывается эффективным вспомогательным средством. Сегодня ИКТ стали достоянием и небольших предприятий, и магазинов, и учреждений, и бюро по трудоустройству, и даже ферм.
С помощью компьютерных систем осуществляется ведение документации, обеспечивается электронная почта и связь с банками данных. Компьютеры находят применение при выполнении широкого круга производственных задач, обеспечивают бесперебойную работу различных агрегатов. Сети ЭВМ связывают разных пользователей, расположенных в одном учреждении или находящихся в различных регионах страны и т.д.
Все это свидетельствует о том, что важнейшим условием полноценной жизни в информационном обществе и успешной профессиональной деятельности является компьютерная грамотность граждан. Это значит, что любой человек должен иметь элементарное представление о том, что такое персональный компьютер, операционная система Windows, уметь работать в приложениях Microsoft Office (Word, Excel, PowerPoint), уметь пользоваться услугами глобальной сети Internet.
В области персонального компьютера (ПК) пользователь должен знать:
что такое ПК;
как работает ПК;
где применяется ПК;
какой компьютер купить, исходя из своих потребностей;
основные устройства ПК (внешние и внутренние);
единицы измерения информации;
правила ухода и техники безопасности работы за ПК;
элементарные сведения о программном обеспечении;
способы установки и удаления программ с ПК.
Пользователь должен, как минимум, уметь правильно включить и выключить ПК, пользоваться клавиатурой и мышкой, подсоединять внешние устройства к ПК, устанавливать и удалять с компьютера программы, выбрать ПК, отвечающий его задачам.
В области операционной системы Windows пользователь должен знать:
что такое операционная система (ОС);
как ОС управляет персональным компьютером;
какие ОС существуют; стандартные программы Windows (Блокнот , WordPad , Paint );
понятие Рабочий стол ;
структуру окна Windows;
что такое файлы и папки ;
что такое дерево каталогов ;
что такое Проводник, Буфер обмена, программа Поиск, Справочная система Windows ;
что такое архивы и зачем они нужны;
что такое компьютерные вирусы и способы защиты от компьютерных вирусов.
Пользователь должен уметь управлять окнами (осуществлять взаимодействие нескольких окон); запускать и использовать стандартные программы; пользоваться справочной системой Windows; использовать в работе программу Проводник ; владеть различными способами работы с файлами и папками (создавать, давать имена, переименовывать, копировать, перемещать, удалять папки и файлы, восстанавливать удаленные в корзину); создавать ярлыки для часто используемых файлов; копировать файлы на дискету, флеш-карту; записывать на СД; осуществлять поиск папок и файлов на своем ПК; создавать архив и извлекать файлы/папки из архива, пользоваться антивирусными программами (уметь проверить на вирус внутренние и съемные устройства).
В области локальной сети пользователь на основе знаний (что такое локальная сеть , сервер , сетевой принтер ) должен уметь?
просматривать ресурсы локальной сети,
организовать доступ к ресурсам своего ПК в локальной сети,
владеть способами печати в локальной сети.
В области работы в приложении MS Word пользователь должен знать,
что такое MS Word,
структуру окна Word и назначение основных панелей инструментов, основные правила ввода текста;
способы создания и работы с документами: элементарные способы вставки таблиц, рисунков, Автофигур и объектов WordArt, редактирования изображения и т.д.
На основе этих знаний пользователь должен уметь:
создавать документы с помощью Word;
красочно оформлять документы с помощью рисунков,
рамок, заливки, фона, и объектов WordArt;
создавать и оформлять таблицы в документах;
осуществлять проверку правописания;
владеть способами форматирования документа (работы со шрифтом, колонтитулами, списками, колонками);
выводить документы на печать.
В области работы в MS Excel пользователь должен иметь представление о том, что такое MS Excel, знать:
структуру окна Excel и назначение основных панелей инструментов; структуру электронной таблицы (столбцы, строки, ячейки);
способы форматирования и редактирования ячеек (добавление, удаление, объединение и т.д.);
понятия Автозаполнение , Формула , Автосумма , Сортировка данных , способы построения диаграмм и т.д.
заполнять электронные таблицы произвольными и однородными данными; форматировать, добавлять, удалять, объединять ячейки;
производить простые расчеты с помощью формул;
сортировать данные по возрастанию, убыванию и алфавиту;
строить графики и диаграммы на основе таблиц;
оформлять печатные документы с помощью программы Excel.
В области работы в MS PowerPoint пользователь должен иметь представление, что такое MS PowerPoint, знать эффективные способы создания презентаций с помощью шаблонов,
уметь использовать конструктор и шаблоны в оформлении слайдов при создании презентации;
проводить настройку анимации;
демонстрировать презентации.
В области работы в Internet пользователь должен иметь представление о том, что такое Internet и информационно-поисковые порталы;
знать критерии выбора провайдера;
возможности е-mail, ftp, WWW , IP -телефонии;
основы работы с браузером Internet Explorer ;
понятие “ электронное правительство ”;
виды Internet-услуг;
способы осуществления е-платежей;
как работает электронная почта; что такое дистанционное обучение .
На основе этих знаний пользователь должен уметь:
подключиться к сети Internet дома;
осуществлять поиск необходимой информации по казахским и зарубежным ресурсам с помощью различных поисковых систем;
сохранять полученную информацию на своем ПК;
пользоваться Internet-услугами, чатами, форумами;
получить бесплатный личный почтовый адрес;
настроить почтовую систему дома,
создавать, отправлять и принимать электронные письма,
прикреплять файлы к письмам .
Углубленный анализ обозначившихся к настоящему времени подходов к определению и интерпретации сущности информатики приводит к выводу, что одной из наиболее объективных является трактовка академика Глушкова В. М.: информатика есть атрибут, органически присущий цивилизованному обществу, имеющему своим предметом удовлетворение информационных потребностей основных сфер его жизнедеятельности.
Современная актуальность информатики непосредственно связана с развитием средств вычислительной техники, телекоммуникаций, искусственного интеллекта. В материалах, опубликованных Центром информатики ЮНЕСКО, посвящённых системе опережающего образования, информатика определена в настоящее время как фундаментальная наука в которой выделены три основных направления:
Теоретическая информатика;
Техническая информатика;
Социальная информатика.
Общество конца ХХ в. часто называют информационным, а изменения в нем - информационной революцией. Благодаря стремительному развитию компьютерных технологий становится реальностью то, что казалось невероятным несколько лет назад - люди разных стран имеют доступ к самой разнообразной информации в любой точке планеты, обмениваются информацией друг с другом и даже общаются в режиме реального времени. Создается впечатление, что законом жизни в наше время становится утверждение Н. Винера: "Действительно жить - это значит жить, располагая правильной информацией". Но для этого необходимо знать правила навигации по огромному океану доступной информации и обладать определенной культурой для отбора необходимой информации. Уровень информационной культуры современного человека определяется многими критериями: его умением формулировать свою потребность в информации, знанием общедоступных источников информации и умением пользоваться ими, умением эффективно искать, оценивать, использовать информацию и создавать качественно новую. Безусловно, каждому человеку сегодня необходимы компьютерная грамотность и опыт практического использования компьютеров.
К сожалению, у р о в е н ь и н ф о р м а ц и о н н о й к у л ь т у р ы большинства людей в нашей стране низок. С одной стороны, это объясняется недостаточным внедрением информационных технологий во все сферы жизни и деятельности человека, а с другой - отсутствием системы подготовки грамотных потребителей информации. Особую тревогу вызывает эта проблема по отношению к молодежи.
Для молодых людей информационные технологии открывают доступ к информации, а значит, знаниям, дают совершенно новые возможности для обретения профессиональных знаний и для творчества, приобщают к ценностям мировой культуры. Поэтому формирование информационной культуры подрастающего поколения - очень важная задача. Ее решением в первую очередь должна заниматься школа. Уже более 10 лет в школах страны преподается специальный предмет "Основы информатики и вычислительной техники". Первоначально ставились цели обучения школьников основам компьютерной грамоты и языкам программирования, использования компьютеров для изучения других дисциплин, а также для профессиональной подготовки в области вычислительной техники. Нельзя сказать, что эти цели полностью достигнуты - до сих пор у значительной части школ нет компьютеров.
Сегодня в связи с ускорившимися процессами информатизации общества системой образования ставится новая цель - формирование у учащихся стиля мышления, адекватного требованиям современного информационного общества, воспитание информационного мировоззрения. Суть реформы образования в том, что обучаемому становится доступным гигантский объем информации в базах данных, базах знаний, компьютеризованных архивах, справочниках и энциклопедиях. В настоящее время доступа к такой "электронной" информации в школах практически нет.